Автор: OtchetDP | 30.11.2010

Обзор российского рынка пищевых ингредиентов

Российский рынок пищевых ингредиентов развивается как в качественном, так и в количественном отношении. Изменения уровня жизни россиян и влияние западных пищевых рынков обусловливают привлечение инновационных технологий производства продуктов питания и применение современных высокотехнологичных ингредиентов

На сегодня рынок пищевых ингредиентов является одним из самых динамичных и быстроразвивающихся в мировой продовольственной индустрии. Статистические данные констатируют, что на международном рынке идет настоящий бум ингредиентов, рост производства которых значительно опережает выпуск продуктов питания на душу населения. Одна из отличительных черт отрасли — увеличение выпуска комплексных добавок, представляющих собой смеси красителей, подсластителей, эмульгаторов и консервантов. Специалисты уверены, что в будущем бум ингредиентов ждет и Россию. В 2005 г. объем российского рынка пищевых ингредиентов оценивался в 1,5 млрд евро. В среднем он растет на 5% ежегодно, по некоторым группам — на 15%.

ПРИНЦИПЫ СЕГМЕНТАЦИИ

К пищевым ингредиентам относятся вещества животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

Характерной особенностью современных пищевых продуктов является сложность их рецептурных составов, т.е. наличие в составе продукта большого числа пищевых ингредиентов различной химической природы.

Вся отрасль ингредиентов — это около 1000 групп ингредиентов, в их числе (по данным Союза производителей пищевых ингредиентов) — ароматизаторы натуральные и FTNF, ароматизаторы идентичные натуральным, ванилин, натуральные красители, сахарозаменители и интенсивные подсластители, эмульгаторы (основные), пектины, крахмалы модифицированные, специальные жиры, стабилизирующие системы — всего 22 позиции.

Рынок пищевых ингредиентов целесообразно сегментировать в отношении товарных групп и целевых аудиторий потребителей. Так, основными потребителями ингредиентов являются такие отрасли пищевой промышленности, как хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная и пищеконцентратная. Кроме того, достаточно большой объем ингредиентов закупается для производства мороженого.

Каждая из перечисленных отраслей промышленности нуждается в ингредиентах различных групп. Некоторые виды ингредиентов и добавок используют практически во всех отраслях пищевой промышленности — это эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, красители, технологические добавки и ряд других. Другие добавки применяют только в определенных сферах: например, винные и пивные дрожжи, продукты для абсорбции дубильных веществ необходимы при производстве алкогольной и безалкогольной продукции. А без заквасок для сыроделия и солеплавителей не обойтись при выработке молочных и кисломолочных продуктов.

Очевидно, что от темпов развития продуктовых рынков зависит и изменение потребления и производства тех или иных пищевых ингредиентов. Но постоянно меняющиеся предпочтения потребителей в свою очередь также оказывают значительное влияние на рынок пищевых ингредиентов. В целом специалисты области из факторов, которые влияют на популярность и востребованность различных пищевых ингредиентов, выделяют:

— высокий уровень занятости среднего класса и, как следствие, — увеличение спроса на продукты, полностью готовые к употреблению и рост требований к их качеству;

— рост спроса на продукты группы “премиум”;

— смешение и взаимное проникновение культур в глобальном масштабе и, как следствие, повышение интереса потребителей к экзотическим и так называемым “этническим” продуктам;

— отход от применения искусственных добавок в пользу натуральных ингредиентов;

— рост популярности сектора низкокалорийных продуктов, что говорит о растущей заботе потребителей о здоровье и стремлении к сбалансированному питанию;

— важным фактором качества продукта в глазах потребителя становится источник его получения и тип обработки, что отражает растущий интерес к натуральности продуктов питания;

— в области ароматизаторов отмечена выраженная тенденция экзотических и этнических вкусов и ароматов.

Немаловажными являются и тенденции, которые возникают на рынках продовольствия и отражаются на рынке пищевых ингредиентов. Все более популярны инновационные диетические продукты, нетрадиционные сорта хлеба с добавками зерен, орехов, различных семян, пряностей и др. Тенденция здорового питания, затронувшая все пищевые рынки, привела к использованию более качественных и дорогих ингредиентов, и, как следствие, емкость рынка в стоимостном выражении характеризуется более быстрыми темпами роста, чем в натуральном.

С увеличением производства в кондитерской и молочной отраслях, наблюдается повышенный спрос, например, на пектины. Спрос связан также и со сменой рецептур и расширением возможностей применения пектинов, обладающих высокими технологическими качествами.

Представленные на рынке ингредиенты являются продуктами как искусственного, так и натурального происхождения. Применение пищевых добавок независимо от того, каким путем они получены, помогает решать проблемы качества, увеличения сроков хранения, расширения ассортимента продуктов питания, а также ускоряет и облегчает ведение технологических процессов.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Российские производители на отечественном рынке пищевых ингредиентов усиливают свои позиции. По прогнозам, к 2010 году они займут 45-50% отечественного рынка пищевых ингредиентов, а к 2015 году их доля составит не менее 65%. Сейчас она не превышает 10-12%, основная часть ингредиентов импортируется. В бывшем СССР отрасли ингредиентов не было. Сегодня практически ни один продукт не может производиться без пищевых добавок — эмульгаторов, ароматизаторов, загустителей и других ингредиентов. Основными потребителями пищевых добавок, как уже отмечалось, являются кондитерская, масложировая промышленность, а также предприятия по производству мороженого, безалкогольных и слабоалкогольных напитков и пищеконцентратов.

Индустрия пищевых ингредиентов в России пока значительно уступает уровню развития этой отрасли в зарубежных странах. Несмотря на это, производство и потребление пищевых ингредиентов в России развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности.

На российском рынке пищевых ингредиентов представлены главным образом зарубежные производители. Российские компании пока не обладают всем спектром передовых наработок и технологий, существующих в мире. Отечественное производство даже при наличии собственного или импортированного сырья не может быть налажено из-за отсутствия необходимых технологий переработки и квалифицированного персонала. Однако в последние годы ситуация на рынке несколько изменилась в пользу российских производителей, которые организовывают в России собственное производство. В первую очередь это касается производства эмульсий и ароматических основ, сухих функциональных смесей, фруктовых наполнителей, глазурей.

Следует отметить, что крупные компании предпочитают заниматься комплексными решениями для всех отраслей пищевой промышленности, хотя имеет место и отраслевая специализация поставщиков.

Для компаний-производителей и для дистрибьюторов немаловажен вопрос об управлении продажами сырья. “Для производителя оптимальным решением по управлению загрузкой производственных мощностей становится управление потребительским спросом, — комментируют специалисты консалтинговой компании “Бизнес-Гармония”. — Это достигается при системном подходе к управлению производством, маркетингом и дистрибуцией. При выполнении данного условия поставщики смогут создать управляемый бизнес. Поставщикам ингредиентов важно понимать, что их клиентами, по сути, являются не производители ингредиентов, а конечные потребители продуктов. Понимание того, от кого зависит потребление ингредиентов и поможет поставщикам вести свой бизнес через управление потребительским спросом. Только так производители ингредиентов смогут выстроить прогнозируемый и прибыльный бизнес”.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Темп прироста объема рынка ингредиентов оценивается от 5 до 15% ежегодно. При появлении новых, более эффективных ингредиентов с низкой нормой расхода на единицу готовой продукции возможно уменьшение объема рынка в натуральном выражении при неизменном значении этого показателя в стоимостном выражении.

Базовой тенденцией изменения спроса является востребованность ингредиентов предприятиями пищевой промышленности, ориентированными на конечного потребителя, комплексных решений, которые, помимо поставки самих ингредиентов, предполагали бы оказание полного спектра сопутствующих услуг. Это дает дополнительное конкурентное преимущество компаниям с мощным научным потенциалом, имеющим технические и экспертные возможности для эффективной организации работ в сфере исследования и развития.

Тем не менее удорожание рынка ингредиентов не является критичным: предприятия, как крупные, так и малые, старательно считают свои затраты, и борьба между производителями разворачивается на поле “цена-качество”.

Большое влияние на рынок ингредиентов оказывают тенденции здорового питания. Дорогие сорта хлеба, лечебно-профилактические молочные продукты, низкокалорийные и здоровые продукты, сладости в том числе — за этими продуктами, как считают некоторые специалисты, будущее, и поэтому ингредиенты для них будут наиболее востребованы производителями.

Современный рынок пищевых ингредиентов предлагает поистине огромный ассортимент пищевых добавок, применение которых в одних случаях позволяет восстановить традиционные потребительские свойства продукта при существенном изменении, например, его калорийности, в других — увеличить сроки хранения, а в третьих — получить продукт с совершенно новыми потребительскими свойствами. По мнению многих экспертов, одним из приоритетных направлений инновационного развития является разработка продуктов с новыми потребительскими свойствами.

Прогноз развития рынка ингредиентов предполагает к 2010 г. прирост их глобального применения по сравнению с 2004 г. почти на 30%.

В целом российский рынок пищевых ингредиентов можно назвать развивающимся и, как следствие, перспективным для российских игроков. Для европейских производителей российский рынок пищевых добавок интересен как в плане расширения реализации уже готовых ингредиентов, так и в плане создания предприятий по их производству на территории России.

В Москве с 5 по 8 декабря 2006 года прошла 9-я Международная выставка “Пищевые ингредиенты, добавки и пряности”. В рамках выставки состоялся форум “Пищевые ингредиенты XXI века”. На пленарных заседаниях были рассмотрены мировые тенденции развития рынка, вопросы производства и потребления пищевых ингредиентов, технического регулирования, особенности применения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, роль пищевых ингредиентов в создании продуктов здорового питания и экономическая эффективность их применения и т.д.

Было отмечено, что российский рынок пищевых ингредиентов характеризуется интенсивным развитием, расширением ассортимента, высокой рентабельностью, ростом производства, повышенным применением дешевых пищевых добавок и доминированием импортной продукции. За последние годы в России возникли новые предприятия — производители пищевых ингредиентов, часть из них — с участием иностранного капитала. Российский рынок пищевых добавок и ароматизаторов активно развивается, однако производство важнейших групп ингредиентов или отсутствует, или крайне ограниченно. Все это тесно связано с проблемой продовольственной безопасности России, эффективного развития пищевой промышленности.

Ясно, что изменившаяся на сегодняшний день структура питания влечет изменения в вырабатываемом ассортименте продуктов и без использования ингредиентов обойтись уже нельзя, но применять их необходимо по медицинскому принципу “Не навреди”. Подчеркивалось, что создание отечественной индустрии пищевых ингредиентов — необходимое условие формирования ассортимента, качества, конкурентоспособности продукции отечественной пищевой промышленности.

 


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: